 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 255
превосходная глава о рыцарстве у Фориеля4 — нег очень много фактов, но самое верное и
глубокомысленное сочинениег.) Еще у древних германцев мы видим обычай сопровождать вооружение
юноши известными торжественными обрядами. Когда молодой человек достигал известного возраста,
отец его и вообще его семейство делало большой праздник, на юношу надевали меч, вручали ему оружие
в сопровождении некоторых особенных обрядов. Обычай этот сохранился и по занятии германцами
римской почвы — Карл Великий несколько раз участвовал в таких праздниках. Естественно, что в
обществе столь воинственном, каково было общество феодальное, тот день, когда юноша впервые
надевал доспехи и получал меч, был великолепным — лучшим семейным праздником.
Этим-то праздником воспользовалась церковь, давно боровшаяся с феодализмом, давно пытавшаяся
впустить в эту суровую среду более мягкие элементы: тогда она сама пришла на праздник. Вообще в
истории средних веков мы беспрестанно встречаем факты, показывающие, как благородно и вместе с тем
ловко действовала церковь, как она пользовалась всеми обстоятельствами, чтобы смягчить нравы и
облагородить общество, чтоб и дурную сторону его обратить на что-либо хорошее. Церковь осталась
верна этому призванию и в деле рыцарства. В 6 лекции Гизо об истории французской цивилизации мы
находим целый ряд клятв, которые должен был произнести рыцарь при вступлении в рыцарство5. Ясно,
что это для посвящаемого — не внушение отца его: здесь совсем другие понятия — они из церкви.
Церковь дала религиозный характер обряду вступления. Оруженосец накануне вступления в рыцарство
проводит целый день в посте и молитве, ночь проводит он в церкви: он омывается, церковь возлагает на
него белые одежды в знак чистоты нравственной. Обряд посвящения совершается в храме при
общественной молитве. Старый рыцарь спрашивает нового, с какою целью вступает он в ряды рыцарей,
не из выгод ли корыстных и мирских выгод? Если так, он не достоин рыцарства. Очевидно, этот вопрос
подсказан феодальному барону церковью. Рыцарь отвечает отрицательно и тогда дает присягу служить
леннику, защищать церковь, вдов и сирот и вообще слабых против сильных. Ударом меча по плечу
делают посвящаемого рыцарем. Таким образом, в недрах самого феодализма является как бы реакция
против него самого: он основан на утеснении слабых, а юноша, облекаясь в рыцарство, принимает
обязанность защищать слабого против сильного.
Это учреждение принимает огромное развитие в XI, XII и XIII ее. Конечно, церковь не могла
переродить людей того времени, не могла внушить непонятной феодалу мысли, что виллан и раб —
тоже) такой же человек, как он сам; но по крайней мере
г~г Там же: Опа заключает самое остроумное мнение и опровергает мнение, что рыцарство есть мечта (л. 104),
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|