 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 241
Лекции 1848/49 г.
241
русским, открывается великое и прекрасное поле: устраненные от движения, которое захватило все
народы, бросив их на пути, тогда как конец далеко не виден, устраненные от этого движения, мы стоим
на пороге, т.е. Европы, наблюдателями движения , и притом не праздными: движения европейской
жизни находят отголоски и у нас, мы стараемся понять их и из них извлечь поучительный пример, в чем
и состоит собственно русское воззрение на историю. Это, впрочем, не значит, чтобы мы смотрели на
историю Запада с исключительной мелконациональной точки зрения; нет, мы должны наблюдать.
Западный человек брошен в различные партии и потому не может быть наблюдателем той драмы, в
которой сам принимает участие; он ищет в прошедшем оправдания своей мысли, и на настоящие
моменты ему некогда обратить внимание. Итак, нетрудно понять, до какой степени выгоднее наше
положение. Не нужно вдаваться в дальнейшее объяснение этой мысли, ибо весь курс будет оправданием
идеи, теперь высказанной.
Предметом настоящего курса будет история средних веков. Она начинается по обыкновенному
построению падением Западной Римской империи и оканчивается или открытием Америки, или
Реформацией. Но разделять таким образом историю значит резать ее по живому; одним годом нельзя
отделить древнего мира от среднего; переходы от одной жизни к другой совершаются постепенно и
медленно и составляют отдельные поучительные эпохи истории. Таков переходный период от древней
истории к средней, период разложения древних форм и образования средневековых; такой же мы можем
заметить при переходе от средневековой жизни к новой: еще с 13 века заметно начинается постепенное
разложение средневековых форм, появление новых идей, требование нового порядка и продолжается до
16 столетия.
Резкое разграничение древней, средней и новой истории существует с недавних пор, именно с
начала 18 столетия, когда историю делили еще на периоды, высказывая к тому довольно наивную
причину, что читателю на известной эпохе должно остановиться как бы для отдыха и спокойно
обозреть все пройденное. Впрочем, основание деления истории справедливо, хотя и здесь нельзя не
сделать нескольких упреков.
Древний мир сам по себе представляет полный завершившийся период развития рода
человеческого с дряхлыми неподвижными общинами Востока, коих поучительные развалины до
сих пор призывают к созерцанию первобытных форм общества; Греция и Рим представляют
картину и юного, и зрелого, и состарившегося человечества. Так называемый мир классический,
греко-римский, имел определенное число идей, лежавших в основе всей его жизни; мы
присутствуем при зарождении этих идей, видим изящное осуществление их в известных формах и,
наконец, поучаем над разложением этих форм; мы можем проследить жизнь этих начал от первого
их зарождения и до последнего конца, т.е. до конца 5 ст. по p. X., 16
Т. П. Грановский
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|