 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 202
76 года ушел доселе державшийся под надзором Генрих Наваррский. Нам известна уже участь отца его,
человека чрезвычайно слабого и малодушного, имевшего только одно, очень обыкновенное тогда
качестве, военную храбрость. Но сын был воспитан не отцом. Когда он родился, дед его, d'Albret, напоил
его вином и дал попробовать чесноку. У тогою деда воспитывался Генрих, и, надо сказать, d'Al-bret
воспитывал его так, как будто разделял мнения Ж.-Ж. Руссо в его Эмиле. Будупгий король воспитан был
вместе с пастухами в чрезвычайной простоте нравов. Но к этому присоединились некоторые домашние
влияния: мать его, Жанна d1 Albret, женщина сурового, большего ума, до фанатизма преданная
протестантским мнениям, с одной стороны, и отец, равнодушный к вероисповеданию, с другой,
оспаривали свое влияние на ребенка. Ребенок со своей стороны воспитал в себе недоверчивость к той и
другой стороне и впоследствии перешел к совершенному равнодушию в религиозных вопросах. Одной из
первых книг, служивших ему для чтения, был французский перевод Плутарха, сделанный его учителем
Amiot (Амио). Во все продолжение своей жизни он любил потом Плутарха, прибавив к нему впоследствии
книгу Макиавелли о государе6. Отличительной чертой его, когда он вступил па политическое поприще
по смерти отца, был необычайно ясный и здравый смысл, доходивший до гениальности в прозрении
событий, потом храбрость до безрассудности, находчивость и острота выран^ений, так высоко ценимые
французами, наконец, вся та внешняя добродетель, которой они часто прикрывают недостаток
истинной внутренней доброты. Мы увидим впоследствии, что данное ему прозвание le bon roi Henry IV *
не совсем принадлежало ему. После Варфоломеевской ночи он 4 года провел под строгим надзором при
дворе, принужден был отказаться от прежней религии и совершенно предавался страстному пылу
южной натуры своей, к чему много способов предоставляла окружавшая его придворная жизнь. В начале
76 года он бежал, перешел снова в протестантизм и стал во главе протестантской партии. Ему нужна была
какая-либо партия, а другой он не мог иметь в ту минуту. Хотя он был ближайшим родственником
королевской фамилии, но на престол он не имел надежд, ибо жив еще был Франц Алансонские. Но
замечательно, что в то самое время, как он стоял во главе протестантской партии, он ясно обнаруживал,
что не верит в возможность решительной победы протестантизма: он не обнаруживал вовсе
религиозного фанатизма. В двух-трех его письмах выражены религиозные чувства, но в новейшее время
доказано, что эти письма писаны не им, а Дюплесси-Морне7, одним из ревностнейших и суровых
представителей протестантского направления того времени во Франции.
6 Написано вместо зачеркнутого: князе. * добрый король Генрих IV (франц.).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|