 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 189
тался также создать национальную пехоту французскую. Начало этой пехоты, мы знаем уже, заложено
было еще Карлом VII. Но преемники его предпочитали, и не без основания, туземной пехоте наемников.
Франц I хотел снова ввести туземную пехоту и образовать из нее 7 легионов, каждый состоял из 6000
человек. Но французская пехота оказалась несостоятельной перед швейцарской, и потому лучшая
пехота все-таки и при нем состояла из наемников. Только конница жандармов состояла из туземцев и
пользовалась* славой.
Замечательно еще законодательство, изданное им, которого некоторые статьи и теперь еще имеют
силу. Но главной заслугой Франца было это действительно великодушное его покровительство
искусством и наукам. Франция извлекла из итальянских войн совсем не те выгоды, на которые надеялись
короли ее: на этой классической почве она впервые познакомилась с классической древностью и
почерпнула отсюда интересы, дотоле ей чуждые. Сам Франц, одаренный живым воображением,
довольно образованный и от природы очень талантливый, получил уваязенпе к литературе и искусствам
Италии. Ему приписывают учреждение Collège de France*, противопоставленного Парижскому
университету. Университет оставался еще с средневековым направлением; здесь господствовал
Аристотель, искаженный схоластиками, и старый еще догматизм: по в Collège de France преподавание
приняло более широкий характер; здесь началось обширное преподавание древней и восточной
философии, математики и естественных наук; сюда явились представители гуманизма; сюда король звал
Эразма, предлагая ему епископство... Далее, Франц основал королевскую типографию — это знаменитое*
заведение, откуда вышло так много превосходных творений и с таким великолепием. Наконец,
относительно искусства, не имея времени входить в подробности, укажем на краткое и отчетливое
изображение тогдашнего состояния искусств во Франции у Henri Martin5. Одним словом, движение,
обнаружившееся в умах, было чрезвычайно значительно. В нем приняли участие сам король, сестра его
Маргарита Наваррская и многие из знатных лиц в государстве... Но результат этого движения, можно
сказать, весь выразился в знаменитых творениях Rabelais. Его Histoire de Gargantua et de Pantagruel известна
большинству публики более по названию; редкие теперь имеют и читают ее6. Причина такого
невнимания к одному из самых остроумнейших и гениальных произведений находится в* трудности
языка и беспрестанных намеках, которыми исполнено сочинение и которые непонятны читателю;
потому к его сочинению издано уже несколько ключей, и все они оказались более или менее
недостаточны, так что, несмотря на остроумие их, чтение их составляет большой труд. Не входя в
подробности, укаязем на главный
* Б II далее: большой (л. 8). * Коллеж дф Фрапс (франц.).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|