 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 69
нием может читать epistolae. Гуттен не один писал.ее", с ним соединилось несколько молодых людей того
же направления. Есть дна письма, в которых он, по-видимому, отказывается от участия в cor славлении
этой сатиры, но другие его письма показывают, что большая часть принадлежит ему3. Он отказывался от
участия только для того, чтобы дать книге более ходу, поддержать часть публики в том мнении, что эти
письма действительно писались доминиканцами. Предположение, что он боялся последствий,
противоречит характеру его, бесстрашному, любившему опасности.
Таково было движение новой науки в Германии. В университетах защитникам этого движения надо
было бороться с большими трудностями. На кафедрах сидели большей частью представители
схоластики. ~Молодым людям с талантом трудно было получить место в немецких университетах.
Многие защитники этих мнений должны были оставить кафедры. В 1502 г. Фридрих Мудрый, Саксонский
курфирст, основал университет в Вюртемберге, он при этом не скрывал своей мысли, он хотел дать здесь
новые силы направг пению новому и науке. В числе профессоров этого университета был Мартин Лютер.
Мы увидим впоследствии его тесную связь с гуманистами.
Заключим этот обзор несколькими общими выводами. В Италии, исключительно занятой
классицизмом, изящными древностями, ученые оторвались от современности, забыли о христианстве и
всех условиях нового государства и новой жизни. Результатом этого наг правления было колоссальное
явление Макиавелли, этого древнего гражданина в полном смысле слова, который прямо осмелился
упрекнуть христианство в ослаблении гражданских доблестей и скп7 зал, что между частною и
общественною доблестью и нравственностью нет ничего общего. Совсем иначе обнаружилось это
направление на германской почве. Там оно пришло в тесную связь с религиозной реформой,
потребность которой была глубоко чувствуема. Рейхлин доставил возможность читать в подлиннике
Библию, Эразм издает Лукиана, пишет сочинения, пропитанные древним духом, и в то же время
предлагает чистое, правильное издание Ново*-го завета. Наконец, в таинственном, тревожном Гуттене
видно глубокое религиозное чувство, которое имело обнаружиться впоследствии. Одним словом, мы
видим двоякое направление — возврат к классической древности и возврат к первобытной чистоте
христианской нравственности, вызвавшие равное сочувствие в Германии.
Дальнейшее движение гуманизма будет изложено в связи с историей Реформации. Посмотрим теперь
еще на одно великое событие, окончательно отрывающее средний мир от нового, событие, которое
находится в тесной связи с направлением тогдашних умов,— открытие Америки и другие открытия,
совершенные другими. Самое полное собрание известий об открытии Америки находится в известном
сочинении Александра Гумбольдта4. Подробное и весьма отчетливое известие из этого найдем в
Современнике, в статьях
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|