 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 64
Мы увидим далее, что Макиавелли не замкнулись эти попытки перестроить феодальное общество на
основании идей античного мира и чистых умозрений. Мы посмотрим теперь на распространение идей
античности в других государствах. Еще в начале XV столетия Германия обратила внимание на движение в
Италии. Молодые люди из достаточных, частью из аристократических, фамилий посещали Италию,
познакомились с древней образованностью, способами изучать эту образованность и при[несли] все это
на родину. Агрикола, Рудольф Ланге, Буш и другие были во главе этого направления. Здесь не должно
забывать, что именно в XV ст. возникла большая часть немецких университетов. Преподавание в этих
университетах было по преимуществу схоластическое, читались разные отрасли схоластики, богословия
на схоластических основах, право каноническое и римское; об естественных науках, истории и
философии не имели понятия. Но в конце XV столетия в городах являются один, несколько человек,
проникнутых другим направлением, читавших древних писателей, поэтов, историков и силившихся
поделиться этим наслаждением с юношеством. Наконец, с этим движением совпадает и распространение
книгопечатания. Книги доставать стало легче, новые издания древних писателей распространялись
повсюду. Но одно глубокое различие отделяло Германию от Италии. В Италии это движение научное),
это возвращение к древнему миру тотчас приняло характер оппозиции против католицизма, против
христианства. Не только светские ученые, занимавшиеся древней греческой и римской литературой, но
многие кардиналы были заподозрены в совершенном равнодушии к христианскому учению.
В Германии было совсем иначе. Здесь ученое движение шло вместе с религиозным. Попытки
Преобразовать школы, заменить схоластику чем-либо живым) впервые видим мы в Нидерландах; они
вышли из религиозного братства, от братства взаимной любви, к которому принадлежал знаменитый
Фома Кемпийский. В этих школах, заведенных членами этого братства, впервые начинается
основательное преподавание древних языков; разумеется, целью их было изучение Святого писания в
подлиннике, а не чтение светских писателей, но с тем вместе шло и изучение древних. Всякое движение в
истории олицетворяется обыкновенно в знаменитых его представителях. Еще в первой половине XV ст.
Германия оказала значительную услугу Европе в этом отношении; мы упоминали об Энее Сильвин
Пикколомини, впоследствии папе, тогда еще юном, исполненном любви к древним писателям,
проникнутом нравственными идеями древних (Hagen... (Deut[schlands] lit[erarische] und... Verhàl[tnisse]...)4. В
каждом городе, который посещал он в Германии, он оставлял следы своего пребывания, он собирал
вокруг себя латинистов, знакомил их с тем, что было сделано в Италии по этой части; в Вене после его
пребывания составился целый круг людей, действовавших в фтом направлении. Потом явились немцы,
которые
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|