 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 62
национального войска, кондоты ее оказались недостаточными против этих иноплеменников, которые
вели войну серьезно. Макиавелли доказывает необходимость именно национального войска, говорит, как
должно образовать его, каким духом оно должно быть исполнено. В связи с этим сочинением
Макиавелли о военном искусстве стояли его беседы о Тите Ливии, сочинение собственно о значении
республики, возник[шее] в последующей его жизни, в беседах его в садах Ручелаи с юношами
флорентийскими) о возможности независимости его отечества; там образовалась идея этого сочинения.
Но в связи с ним находится еще [сочинение] Жизнь Лукк-ского князя Кастручио Кастракани 4. Это
небольшое сочинение подало повод к самым неосновательным толкам. В конце XVI ст. знаменитый
книгопродавец Альдо Манучио2 издал жизнь его с огромным комментарием и ездил для этого нарочно в
Лукну. Но к прискорбию своему убедился, что в этой книге6 мало исторической истины. В наше время эта
биография послужила новым поводом к обвинению против Макиавелли, именно, что он искажал будто
бы исторические истины и т. д. Но мы должны оставаться верными тому воззрению, которое приняли
относительно Макиавелли. Он был по преимуществу практический человек, гражданин. Здесь он
написал не настоящую историю Луккского князя, а изложил средства, каким образом маленькая
республика в Италии может достигнуть власти и распространить] ее.
Кастручио Кастракани усилился только посредством войны: следовательно, здесь, с одной стороны,
Макиавелли показывает, как практически надо осуществить теорию его о военном искусстве, с другой
стороны, этот князь получил первенство над всеми окрестными областями. Макиавелли принимает это в
большем объеме относительно всей Италии. Одним словом, между всеми сочинениями Макиавелли мы
видим глубокую связь. Наконец, его история Флоренции 3, то сочинение, которое наиболее известно
после книги о князе. Если мы приступим к изучению флорентийской истории Макиавелли только с
требованием богатства фактов, критического изложения этих фактов, важности их и точности, то наши
ожидания не оправдаются. Но тем не менее история Флоренции может стать наряду с величайшими
историческими произведениями всех веков и всех народов. Он предпосылает истории города Флоренции
обзор истории средних веков. Для него вся история разрешается во флорентийской истории. Он ставит
Флоренцию ее этом общем отношенииз, объясняет флорентийскую историю также в этом отношении:
уже с одной этой точки зрения, на которую дотоле не становился никто, показывается значение этой
истории. В самой истории Флоренции он показывает, как в истории каждого отдельного государства
совершаются те же законы, как и в истории всего чело
6 Там же: биографии, написанной Макиавелли (л. 41 об.). 8-8 Там же далее: в центре всего мира (л. 42).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|