 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 11
главное, идеальное назначение было носить оружие, защищать отечество), терпели одно поражение за
другим; это было тем значительнее, что победителями были большей частью простые стрелки
ирландского и валлийского народонаселения. Впервые пришлось феодальной рати испытать такое
страшное поражение. Не говоря о значении великих битв при Ереси, Пуатье, Азенкуре, нравственное их
значение было еще выше. Ленная аристократия утратила славу непобедимости и перестала считаться
сословием, исключительно способным к оружию; надо было вызвать другое сословие для этого; но
община в этом случае также не удовлетворяла ожиданиям. Каждый из этих средневековых элементов
искал сохранить свои частные, местные интересы. Духовенство французское скоро примкнуло также к
англичанам, признавая их владычество. Когда дела Франции были в плохом состоянии и на престоле
французском сидел Генрих VI Плантагенет линии Ланкастерской, когда большая часть областей
признала его владычество и последний Капетинг едва находил убежище в западных областях Франции,
всегда отличавшихся приверженностью к монархам),— неподалеку от Вандеи жил Карл VII,— в эту эпоху
совершилось дело, которого смысл нелегко отгадать доселе: простая дева* выступила для спасения
Франции. Известно, как много разнородного говорили об этом загадочном явлении. Уже между
современниками Анны д'Арк поднялись насмешливые голоса; в массе ее считали колдуньей, в высших
слоях обманщицей или обманутой, подставленной тещей Карла VIL 18 век, сообразно со своим
направлением, внес Деву Орлеанскую в число лиц, прославившихся в истории счастливым обманом.
Вольтер затемнил ее поэтическим, но безнравственным произведением2. Только исследования нашего
времени дали возможность понять это явление. Процесс Орлеанской Девы издан в наше время3. Мы
видим в ней одно из тех предназначенных провидением существ, одаренных необычайной живостью
впечатлений, глубокой душой, рано начавшей скорбеть о бедствиях тогдашней Франции. Ей эти
бедствия были известны не по слухам, она беспрестанно видела толпы (поселян), бежавшие из стран,
занятых англичанами, видела часто зарева пожаров. Ее постоянно мучила мысль о бедствиях Франции и
о спасении ее. И вот, наконец, ей стали показываться явления, она стала слышать голоса. Разумеется,
между простыми поселянами слава6 ее не могла произвести важного влиянияб. Когда она пришла с дядей
к одному из соседних рыцарей и просила провести еф к королю, тот посоветовал дяде дать ей пощечину
и отвести домой. С такими трудностями недоверчивости предстояло ей постоянно бороться. Не
принимая за положительный факт рассказ о ее свидании с Карлом, мы можем объяснить очень просто ее
влияние на короля.
* // далее: из низшего класса народа (л. 8).
0-6 Там же: которые привыкли видеть в ней пастушку, не нашла она веры (д. 8 об.).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|