 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Генрих Латвийский
ХРОНИКА ЛИВОНИИ
стр. 84
преследовали их тевтоны, рассеивая и гоня назад по дороге, какою те пришли, и перебили множество
из них. Другие нагоняли врагов у моста, убивали их и на этом пути, бились и на мосту. Тут пал
раненый копьем брат-рыцарь Теодерих, человек храбрый и благочестивый, а прочие, перейдя мост,
напали на врагов. Те однако, бросив всю добычу и коней, а некоторых пленных убив, пешими бежали
в лес. Более шестисот из них было перебито, другие погибли в лесах, третьи утонули в Койне, а
некоторые с позором вернулись в землю свою, чтобы передать дома весть о происшедшем. Христиане
же -тевтоны, ливы и лэтгы, захватив добычу, коней и быков, поровну разделили между собой, а
пленным своим собратьям, мужчинам и женщинам, вернули свободу, благословляя и славя Того, Кто
не только в этот раз, но и всегда сражался за них в Ливонии и всегда даровал им славные победы над
отступниками.
После того, как эсты, отрекшиеся от веры Христовой, были разбиты при Имере, епископ Бернгард
послал по всей Ливонии и Лэтгии звать, чтобы люди церкви и братья-рыцари с ливами и лэттами —
все явились биться с эстами. Все послушно повиновались и собрались вместе, в том числе и
пилигримы с купцами. Отправившись, кто на корабле по Койне, кто пешком, кто верхом на конях,
прибыли к месту молитвы и сговора в количестве восьми тысяч (1 августа). Торжественно проведя
молитвы и совещания, поспешили в Эстонию к замку Вилиендэ, который за десять лет до того был
взят тевтонами и подчинен христианской вере, и вновь уже вторично осадили его; соорудили малые
осадные машины и патерэллы; построив крепкую и высокую башню из бревен, продвинули ее ко рву,
чтобы можно было снизу вести подкоп под замок. Сильно им мешали, однако, балистарии, бывшие в
замке, ибо против христианских балист у осажденных была масса балист, отнятых у братьев-рыцарей,
а против осадных машин христиан они и сами соорудили машины и патерэллы. И шел бой с обеих
сторон много дней: начата была осада в августе в день памяти Петра в темнице (1 августа), а в день
Успения Пресвятой Девы (15 августа) осажденные обессилев сдались. Дело в том, что стояли
сильные жары, а в замке было множество людей и скота, и стали они слабеть от голода и жажды; из-
за страшного смрада от трупов убитых начался в замке великий мор, стали люди болеть и умирать и
не могли дольше обороняться. Поэтому те, кто еще оставались в живых, сдались со всем своим
достоянием в руки христиан, тем более, что замок на их глазах уже вторично был подожжен
христианами и оборонялись они только с крайним трудом.
Вот почему, заключив с христианами мир, они вышли из замка, вновь приняли на себя иго
христианского учения и обещали никогда впредь отступнически не нарушать таинства веры, а за
сделанное дать удовлетворение. И пощадили их братья-рыцари с тевтонами, хотя они сами сгубили и
жизнь свою и имущество. Что касается русских, бывших в замке, пришедших на помощь
вероотступникам, то их после взятия замка всех повесили перед замком на страх другим русским.
Возобновив полностью мир, христиане отправились в замок, захватили все, что было там, угнали
коней и скот и поровну разделили между собой, а людям позволили вернуться в их деревни. После
раздела добычи выступили к другому замку, что на Пале, и также осадили его. Люди там однако,
боясь взятия замка, болезней, смертности и таких же бедствий, как в первом, поскорее сдались в руки
христиан, прося лишь о жизни и свободе, а все добро свое отдали в руки войска. И даровали им
христиане жизнь и свободу и отпустили их по деревням, взяв всю огромную добычу, коней, овец,
быков и все, что было в замке; восхвалили Бога за овладение двумя замками и за подчинение вновь
этого лживого народа, а потом с большой радостью возвратились в Ливонию.
Между тем старейшины из Саккалы посланы были в Руссию с деньгами и многими дарами
попытаться, не удастся ли призвать королей русских на помощь против тевтонов и всех латинян. И
послал король суздальский (Susdalia) своего брата, а с ним много войска в
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|