 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 120
Из книги «Извлечения из немецкой истории» (1505)
Его [Шонгауэра] ученик Альбрехт Дюрер581, тоже из верхней Германии, особенно выделяется в
наше время и пишет в Нюрнберге совершеннейшие картины, которые, будучи переправлены
купцами в Италию, ценятся там самыми признанными художниками столь же высоко, как картины
Паррасия и Апеллеса.582
Кристоф Шейрль о поездке Дюрера в Италию
Из «Книжечки в похвалу Германии» (1508)583
Можно было бы упомянуть много превосходных нюрнбержцев, отличившихся в науках,
красноречии, мудрости, изобретательности, искусствах, архитектуре, военном деле....
Впрочем, что бы я мог сказать о нюрнбержце Альбрехте Дюрере? По общему мнению, ему в
наше время принадлежит первое место как в живописи, так и в скульптуре. Когда недавно он вновь
прибыл в Италию,584 художники Венеции и Болоньи приветствовали его, отчасти при моем посредстве
в качестве переводчика, как второго Апеллеса.
580 Якоб Вимпфелинг (1450-1528) — гуманист, историк, с 1500 года жил в Страсбурге. Изданная им в 1505 году на
латинском языке книга «Извлечения из немецкой истории» («Epithoma Germanorum», Strassburg, 1505)
представляет собой одну из первых попыток создания истории Германии. 67-я и 68-я главы этой книги
посвящены немецкой культуре. Приведенный отрывок заимствован из 68-й главы этой книги (цит. по изданию
1594 г., стр. 200).
581 Это неверно, Дюрер не был учеником Шонгауэра; эта ошибка Вимпфелинга «была замечена еще К.
Шейрлем (см.
«Кристоф Шейрль о годах учения и ранних путешествиях Дюрера»).
582 Паррасий и Апеллес — знаменитые древнегреческие живописцы, произведения которых не сохранились и
известны только по литературным описаниям.
583 Кристоф Шейрль (1481-1522) — известный нюрнбергский юрист. Учился в Болонье, где в 1506 году встретился
с
Дюрером. Приведенный нами отрывок о Дюрере заимствован из второго издания латинского сочинения Шейрля
«Книжечка в похвалу Германии» (. Libellous de laudibus Germaniae», Leipzig, 1508, л. h5).
584 Эта фраза Шейрля подтверждает предположение о том, что Дюрер был в Италии еще до поездки в
Венецию в
1506 году (по-видимому, в 1494-1495 гг.).
585 Шейрль упоминает здесь известный анекдот о древнегреческих живописцах Зевксисе и Паррасий,
рассказанный знаменитым римским ученым и писателем Плинием старшим (23 — 79 гг.) в его сочинении
«Естественная история».
По словам Плиния, Зевксис написал однажды виноград с таким совершенством, что птицы слетелись клевать его.
Тогда Паррасий, желая превзойти Зевксиса, так натурально написал на картине задернутый занавес, что обманул
самого
Зевксиса, который, придя к нему в мастерскую, попросил отдернуть занавес и показать картину. Так Паррасий
одержал победу над Зевксисом, который вынужден был признать свое поражение.
586 Речь идет о картине «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). Под цезарем Шейрль подразумевает
здесь императора Максимилиана I, которого Дюрер изобразил коленопреклоненным справа от Марии.
587 В церкви виттенбергского замка находились три картины Дюрера, написанные по заказу курфюрста
Фридриха
Саксонского: алтарь 1496-1497 годов с изображением «Поклонения младенцу» в центре и св. Антония и
Себастиана
Подобно тому, как Зевксис, по свидетельству Плиния в 10-й главе 35-й книги, обманул птиц
написанными им ягодами, Паррасий же, в свою очередь, обманул Зевксиса написанным им
занавесом,585 так мой Дюрер обманул собаку. А именно, известно, что однажды, когда он написал при
помощи зеркала свой собственный портрет и поставил еще свежую картину на солнце, его собачка,
как раз бежавшая мимо, лизнула его, полагая, что она наскочила на своего господина (ибо только
собаки, по свидетельству того же Плиния, знают свои имена и узнают своего господина, даже если он
появляется совсем неожиданно). И я могу засвидетельствовать, что еще по сей день виднеется след от
этого. Как часто, кроме того, пытались служанки стереть старательно написанную им паутину! И есть
еще много других свидетельств его божественного гения. Живущие в Венеции немцы рассказывают,
что им была создана совершеннейшая во всем городе картина, в которой он с таким сходством
изобразил цезаря, что казалось, ему недостает только дыхания.586 Три его картины украшают также
церковь всех святых в Виттенберге возле алтаря. 587 Этими тремя
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|