 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 24
вания оборонительных сооружений. Развитие огнестрельного оружия, которому не могли
противостоять средневековые укрепления, создало сильное преимущество для нападающей стороны.
Наступление турок на юге Европы, вызвавшее всеобщую тревогу, заставило заняться
усовершенствованием системы фортификации. Именно в этот момент Дюрер берется за обобщение
достигнутых строителями результатов и создает новую теорию фортификации. Указывая в
предисловии на причины, побудившие его написать этот труд, он говорит прежде всего о
необходимости защиты мирного населения «от насилий и несправедливых притеснений». Он
призывает города и князей не скупиться на затраты по строительству новых оборонительных
сооружений, ибо работа по их возведению займет много обездоленных и спасет их от голода и
нищеты, а массивность и прочность возведенных стен будет служить надежной защитой для
населения против вторжения врага. Придавая большое значение строительству прочных и
неприступных для врага укреплений, Дюрер вместе с тем напоминает о необходимости иметь
надежных защитников, ибо успех обороны решают стойкость и мужество защищающих укрепления
людей.
Как явствует из трактата, Дюрер был прекрасно осведомлен в новейшем военном строительстве
его времени. Вероятно, многим в этом отношении он был обязан своему другу, известному военному
инженеру и архитектору Иоганну Черте, впоследствии руководившему возведением оборонительных
сооружений во время осады турками Вены. Особенно большой интерес представляют
градостроительные идеи Дюрера. Как полагает Э. Пановский, предложенный Дюрером план
идеального города-крепости, с его прямыми, широкими улицами и правильным расположением
кварталов, мог быть навеян строительством основанной в 1519 году в Аугсбурге так называемой
фуггерии — квартала для бедных, выстроенного на средства известных аугсбургских банкиров
Фуггеров. Дюрер был также хорошо знаком с современным оружием. В его время Нюрнберг был
одним из крупнейших в Европе центров по изготовлению орудий. Дюрер интересовался их
производством и даже изобразил одно из таких орудий в своем офорте «Большая пушка». Известно
также, что Дюрер интересовался изготовлением оружия в Нидерландах и посетил в Мехельне
мастерскую оружейника Карла V Ганса Поппенрейтера. Все это и позволило Дюреру, обобщив
практический опыт, создать, по выражению Энгельса, «систему фортификации, содержащую в себе
некоторые идеи, которые много позднее были вновь подхвачены Монталакбером и новейшим
немецким учением о фортификации».23
Наконец, в начале 1528 года Дюрер вновь возвращается к трактату о пропорциях. Он
перерабатывает рукопись 1523 года, несколько сокращая ее, и делает ряд новых рисунков. Но он не
успел издать свой труд. Книга была издана уже после смерти художника, в октябре 1528 года.
Среди теоретических трудов Дюрера «Четыре книги о пропорциях» занимают особое место.
Это — плод трудов почти всей его жизни, книга, в которой с наибольшей полнотой отразились его
художественные взгляды. Вместе с тем это самый обширный и капитальный из всех написанных в
эпоху Возрождения трактатов на эту тему. Используя все доступные ему источники, Дюрер многое
дополняет сам. Поэтому, хотя в его трактате и сказывается влияние итальянской теории искусства, в
нем вместе с тем наиболее отчетливо проявились и те черты, которые свойственны Дюреру, как
представителю немецкой школы.
Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 4
Сопоставляя печатный трактат с ранними вариантами и набросками, мы ясно видим, в каком
направлении изменяет Дюрер первоначальный замысел. Как и вначале, Дюрер исходит в трактате из
итальянской теории пропорций. Описанные в первых двух книгах способы построения фигур
восходят к работам теоретиков круга Леонардо да Винчи и к сочинениям Леона Баттиста Альбер-ти.
Но если уже первый вариант дюреровского трактата отличался разнообразием типов пропорций и
сознательным отказом от нормативности, то, перерабатывая его в дальнейшем, он руководствуется
прежде всего стремлением создать такую систему пропорций, которая охватывала бы все
многообразие жизненных форм. В этом отношении Дюрер опередил итальянских теоретиков, у
которых подобные попытки появляются лишь позднее. Здесь сказалась одна из существеннейших
особенностей немецкого искусства, в котором на первый план выступает не выявление общей
закономерности, но интерес к конкретным явлениям природы. Расширяя объем своей книги, Дюрер
включает в нее Есе более разнообразные отклонения от нормы, предусматривает всевозможные типы
фигур, от коротких и толстых до чрезмерно вытянутых и длинных. При этом он пытается
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|