 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 19
магических формул, но из обмера многих прекрасных фигур людей и сочетания их прекраснейших
частей.
Теория пропорций не была столь тщательно разработана итальянцами, как теория
перспективы, хотя многие художники и теоретики проявляли к ней большой интерес. После
Альберти, в особенности в начале XVI века, усиливается нормативный характер подобных систем.
Отношения частей человеческого тела все чаще связываются с формулой «золотого сечения» или
другими математическими формулами, в которых теоретики надеются найти выражение абсолютной,
непогрешимой красоты. Так, большое значение принципу «золотого сечения» придает Лука Пачоли в
своем трактате «О божественной пропорции», напечатанном в Венеции в 1509 году. Исключение и
здесь составляет лишь Леонардо да Винчи, который, отдавая дань увлечению математическими
способами выражения пропорциональных отношений частей тела, делает все же акцент на изучении
его реальных форм и анатомического строения. Первым в свое время Леонардо высказывает мысль об
относительности понятия прекрасного и, предостерегая художников от повторения однообразных
идеальных типов, настаивает на необходимости отображения в искусстве всего разнообразия
природы.
Несомненно, интерес к вопросам теории возник у Дюрера под влиянием искусства Италии. Как
известно с его собственных слов, он особенно ценил в картинах итальянских художников правильное
построение пространства и изображение нагого тела — два качества, которых особенно недоставало
современному ему искусству Германии. Отсюда его увлечение итальянским искусством, означавшее
стремление приобщиться к прогрессивным достижениям Возрождения. Отсюда и интерес к
итальянской теории искусства, и прежде всего к учению о перспективе и пропорциях человеческого
тела. Изучив, по возможности, теоретические труды итальянцев, Дюрер многое развивает и дополняет
сам. Стремление вывести искусство Германии на новый путь побуждает его опубликовать результаты
своих изысканий в трактатах для художников.
Мысль о создании теоретического труда для художников возникла у Дюрера, вероятно, вскоре
после возвращения из второго итальянского путешествия. В это время, отчасти под влиянием своих
друзей-гуманистов, в особенности Пиркгеймера, которому он посвятил впоследствии два главных
своих труда, Дюрер задумал написать грандиозный трактат, в котором должно было быть заключено
все, относящееся к воспитанию и обучению идеального, универсально образованного и всесторонне
развитого художника. Необходимость широкого образования для живописца давно уже была
признана итальянцами. «Мне хочется также, чтобы живописец был учен, насколько это только в его
силах, во всех свободных искусствах»,17писал Леон Баттиста Альберти еще в 30-х годах XV века. Однако
в Германии подобная программа обучения художника была тогда совершенно неслыханной.
В 1507-1512 годах Дюрер интенсивно работает над задуманной книгой, которую он предполагает
назвать «Пища для учеников-живописцев» или просто «Учебник живописи». Рукописные наброски
этих лет сохранили план всего сочинения и отдельных частей, а также отрывки о живописи,
перспективе, архитектуре и заметки к вступительной части. Книга эта должна была состоять из трех
частей, из которых первая должна была быть посвящена выбору и воспитанию живописца и
восхвалению достоинств живописи, вторая — содержать необходимые для художников сведения о
пропорциях, архитектуре, перспективе, светотени и красках, третья — заключать в себе рассуждение о
ценности и задачах искусства. Несомненно, план этот составлен был под влиянием идей гуманизма.
Если бы он был осуществлен, Дюрер создал бы сочинение более всеобъемлющее, чем все, что когда-
либо было написано на подобную тему.
Почувствовав, по-видимому, невыполнимость столь грандиозного проекта, Дюрер вскоре
отказался от этого плана. Хранящийся среди бумаг лондонского собрания план «книжечки», куда
входят уже только десять вопросов, имеющих непосредственное отношение к работе живописца, -
пропорции мужчины, женщины и ребенка, пропорции лошади, архитектура, перспектива, светотень,
цвет, композиция, создание картины по воображению, — представляет собой второй, сокращенный
вариант «Книги о живописи».
Леон Баттиста Альберт и, Книга о живописи, «Мастера искусства об искусстве», т. I, ОГИЗ, стр. 85.
Однако и этот план оказался слишком громоздким, и вскоре Дюрер расчленил и его. Уже в 1512-
1513 годах он решил ограничиться для начала изложением учения о пропорциях. «Я начну с
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|