 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Альбрехт Дюрер
Дневники. Письма. Трактаты. Том
1
стр. 6
рихом фон Гуттеном выпустил в 1515 году анонимную сатиру «Письма темных людей» — один из
самых ярких антиклерикальных памфлетов того времени, нанесший сильный удар лагерю
обскурантов и католической церкви. В то же время в Германии появились и сразу же приобрели
известность сатирические литературные произведения, высмеивавшие феодальные порядки и
духовенство, как, например, «Корабль глупцов» Себастиана Бранта (1494), «Похвальное слово
глупости» Эразма Роттердамского (1509), «Цех плутов» Томаса Мурнера (1512). В эти же годы
наблюдается расцвет народной литературы, публикуются первые письменные редакции широко
популярной народной книги «Тиль Эйленшпигель», блестящий подъем переживает поэзия
мейстерзингеров. Изобретение и успехи книгопечатания способствуют быстрому распространению
новых литературных произведений инаучных трудов в невиданных ранее масштабах. «О столетие, —
писал Ульрих фон Гуттен Вилибальду Пиркгеймеру в 1518 году, — умы пробуждаются, науки
расцветают, как радостно жить!»
Изобразительное искусство Германии не осталось в стороне от этого общего подъема. Первая
половина XVI века вписала в его историю одну из самых блестящих страниц. Если до сих пор оно
лишь медленно и с трудом пробивалось к жизненной правде, то теперь оно вышло на новый путь.
Разнообразие и смелость исканий и, главное, страстность, живое биение жизни характеризуют
искусство этой поры, давшее Германии Дюрера и Гольбейна, Грюневальда и Рименшнейдера, Кранаха
и Альтдорфера.
Обновление это прежде всего сказалось в живописи, хотя она не имела здесь такого
распространения и не играла той роли в общественной жизни, какая выпала ей в Италии.
Монументальная живопись почти не привилась в Германии. Живописные произведения немецкого
Возрождения представляли собой по большей части алтарные картины, заказы на которые исходили
от князей, духовенства или, иногда, от богатых купеческих семей. Немецкая живопись оставалась в то
время почти исключительно религиозным искусством; светская тематика проникала в нее крайне
медленно, изображение античных мифологических сюжетов появлялось очень редко, из новых
жанров значительное распространение получил лишь портрет. Тем не менее в произведениях начала
XVI века проявляются новое чувство природы и красоты, интерес к передаче всего многообразия
действительности. Уступая итальянским художникам в разработке научных основ искусства, в знании
перспективы и оптики и в изображении нагого тела, немецкие художники нашли свои путь к
жизненной правде прежде всего в любовной передаче всего окружения человека, бытовых предметов,
природы. В этом они опирались на традиции поздне-готического искусства, с характерным для него
интересом к конкретному и точному воспроизведению отдельных элементов реальности. Вместе с тем
с начала XVI века немецкие художники постепенно приобщаются и к достижениям итальянского
Возрождения — овладевают изображением пространства, начинают правильно передавать
естественные пропорции человеческого тела.
Пожалуй, быстрее всего новые тенденции развивались в гравюре. Возникновение этого вида
искусства было вызвано ростом новых потребностей: появлением спроса на художественные
произведения со стороны более широкого круга населения необходимостью найти способ
размножения рисунков для иллюстрирования печатных книг. В конце XV — начале XVI века развитие
гравюры на дереве и металле приобретает в Германии больший размах, чем во всех других странах
Европы. Этому в значительной мере способствовало широкое использование гравюры в обширной
полемической литературе и разного рода сатирических листках, получивших большое
распространение в период подготовки и проведения реформации. Особенный расцвет переживает
немецкая гравюра в начале XVI века, когда из рук безвестных резчиков она переходит в руки больших
мастеров-живописцев, которые совершенствуют ее технику и придают ей значение самостоятельного
вида искусства. Не будучи скована традицией, гравюра быстрее чем живопись находит путь к новой
тематике. В ней отражаются жизнь и быт народа, проявляется вся полнота чувства природы.
Среди сложного переплетения разнородных тенденций в немецком искусстве конца XV -начала
XVI столетия творчество Дюрера знаменует торжество принципов Возрождения. Особенно обращает
на себя внимание значение в нем разумного, логического начала. Полагая, что недостаточно
руководствоваться в искусстве только чувством и зрительным впечатлением, Дюрер стремился
опереться на знания, которые могли бы обеспечить вместо случайных удач и взлетов твердый и
надежный успех. При этом рационализм сочетается в творчестве Дюрера с глубокой преданностью
натуре, с той наблюдательностью и проникновенностью, которых никогда не заменят точнейшие
измерения и теоретические расчеты и которые вместе с тем составляют самое су
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|