 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Г. Г. ЦЕЙТЕН
МАТЕМАТИКИ В ДРЕВНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА
стр. 54
творчества. Мало того, даже в наше время математика вынуждена была обратиться к столь тщательно развитым и
столь высоко ценившимся греками логическим принципам как для того, чтобы добиться на избранном ею
арифметическом пути той же досто-верености, которой греки добились в геометрии, так и для того, чтобы сделать
неуязвимыми основы исчисления бесконечно-малых.
С другой стороны, столь грандиозная работа не должна была бы повлечь за собой равнодушного отношения к
попыткам вычислить приближенным образом то, что не допускает полной и окончательной точности. Ведь Архимед
показал, что можно выразить безупречным образом результаты даже подобного вычисления, если указать пределы,
между которыми должны быть расположены искомые количества. Но его пример не нашел подражателей у авторов
других строго математических трудов, в которых практические выкладки вскоре стали рассматриваться, как нечто
второстепенное. Математики в строгом смысле слова перестали уделять им должное внимание; в дальнейшем мы
увидим, какой непоправимый вред самой математике причинило это пренебрежительное отношение к ним.
6. Бесконечное. Известно, что Пифагор видел в числе принцип всего сущего и говорил: вещи суть числа. Так как
слово "число" означало у греков целые числа, числа натурального числового ряда, то афоризм этот, вообще говоря,
вполне гармонировал с вышерассмотренными исследованиями пифагорейцев по теории целых чисел, а также с
мистическим значением, которое они придавали некоторым численным отношениям. Трудно, однако, придать
тексту этого изречения значение, прямо соответствующее пифагорейской математике; и следует предполагать, что
такое непосредственное значение предшествовало позднейшим, более идеалистического порядка, объяснениям
разбираемого афоризма.
Сами по себе слова эти означают просто, что все доступно числовому определению, и так как речь здесь могла
итти лишь о величине вещей, то они означают, что величина эта может быть выражена числами. Это, действительно,
относится к соизмеримым величинам, если взять достаточно малую единицу меры. Таким образом в приведенном
изречении не было бы ничего загадочного, если бы именно пифагорейцы не открыли, что величины одной и той же
природы не всегда бывают соизмеримы и что, следовательно, понимаемое буквально изречение это ложно.
Отсюда не следует, однако, что данное нами объяснение,— которое одно только соответствует греческому
употреблению слова число, — является ошибочным. Возможно, что цитированное выше пифагорейское изречение
древнее открытия несоизмеримых количеств; возможно даже, что попытки доказать его правильность привели к
открытию этих количеств. Философскую формулу, с которой связан целый комплекс различных соображений, не
отбрасывают так легко даже тогда, когда убедились в ошибочности ее первоначального смысла; смысл этот
пытаются
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|