Я начну рассказывать эпос о страшном
царе и храбром муже: во-первых историю древних, откуда произошло изобилие
земного строения; далее, присоединю и привью к нему мифы о героях и баснословные
рассказы о безумных войнах. Когда от великих мук столпотворения, как бы
от родов, произошло то, что рассеялся многочисленный народ в великой пустыне,
в местах недоступных шуму, тогда поднял на товарищей своих меч свой Титан,
который первый царствовал на земле[v]. Бел-Титанид, не сознавая своей
природы, воображал себя выше всего рода человеческого, и весь род человеческий
звал себе в подчинение. В то время Гайк-Яфетид не захотел подчиниться
царю Белу, и не согласился назвать его Богом. Тогда Бел пошел войной на
Гайка; но мужественный Гайк изгнал его луком своим.
Это
тот Гайк, который родил сына своего Араманьяка в Вавилоне. Араманьяк родил
много сыновей и дочерей, из которых первенцем был Арамаис. У Арамаиса
родилось много сыновей и дочерей, из которых старший был Амасия. Амасия
родил многих сыновей и дочерей; первенцем был Гегам. Гегам родил тоже
множество сыновей и дочерей, из которых первенцем был Гарма. У Гармы родилось
много сыновей и дочерей, старшим из них был Арам. Арам также родил многих
сыновей и дочерей, из которых старшим был Арай Прекрасный.
Вот
имена мужей родоначальных, перворожденных в Вавилоне, и ушедших в страны
севера, в землю арарадскую[vi]. Переселился Гайк из Вавилона с женой,
детьми и со всем имуществом. Пошел он, и поселился в земле арарадской,
у подножия горы, в доме, который прежде построил отец Зерван[4] с братьями.
После
того оставил Гайк это владение в наследство внуку своему Кадмию, сыну
Араманьяка. Сам же переселился оттуда, и ушел на север, и поселился на
одной возвышенной поляне. Это поле получило название Гарк [5] (отцы) во
имя отцов. По тому же случаю, и страна получила название Гайк, со всеми
Гайями.
При
могучей силе, Гайк был красив собой, искусен в метании стрел и был сильным
бойцом. В то время царствовал в Вавилоне герой-охотник, Бел-Титанид, великолепный
и причисляемый к Богам; он владел силой необыкновенной, и выя его была
красоты великой. Он был князем всех народов, рассеявшихся по лицу земли.
Употребив пред их глазами волшебные средства, и раздавая царские повеления
всем народам, в порыве дерзновенной гордости своей, он соорудил подобие
свое и заставил всех поклоняться ему, и приносить жертвы, как Богу[6].
И немедленно все народы исполнили его приказание; но некто Гайк, из старшин
народных, не покорялся ему, не ставил его образа в доме своем, и не воздавал
ему божеских почестей. И было его имя Гайк, против которого у царя Бела
родилась страшная ненависть. Царь Бел, собрав войско в Вавилоне, устремился
на Гайка, чтобы убить его.
Он
достигает в земле арарадской до их отечественного дома, построенного у
подножия горы. Кадм[7] убежал в Гарк к отцу своему, чтоб уведомить его
о том, и говорил: «Устремился на тебя царь Бел, и достиг нашего дома,
и вот я с женой и детьми нахожусь в бегстве».— Гайк берет с собой Араманьяка
и Кадма, сыновей своих[8], мужей-витязей, хотя и малых числом.
Встретился
Гайк с царем Белом и не мог устоять против множества мужей-исполинов и
вооруженных. При встрече Гайка с Белом, Бел хотел схватить его своими
руками; но Гайк скрылся от лица его, и обратился в бегство. Бел поспешил
за ним с оруженосцем своим.
Остановился
Гайк, и сказал ему: «что ты преследуешь меня? Возвратись лучше в землю
свою, чтоб не умереть тебе сегодня от рук моих, ибо стрела моя никогда
не дает промаха».
Отвечает
ему Бел, и говорит: «Я не хочу чтоб ты попал в руки отроков моих и умер.
Подчинись мне, и живи с миром в доме моем, управляя отроками-охотниками
моего дома».
Ответствует
ему Гайк и говорит: «Ты собака и из стаи собак — ты и народ твой. Вот
за это сегодня же высыплю на тебя колчан мой». Царь Титанид, будучи вооружен,
полагался на броню свою.
Яфетид
Гайк приблизился к нему, имея в руке лук, подобно сильной кедровой палице.
Гайк остановился и приготовил против него лук свой.
Вставив
стрелу в дугу исполинского лука, который опирался в землю, и с силою пустив
ее, он пронзил его железные латы, и пробив медный щит, поразил мясной[vii]
истукан так, что стрела прошла насквозь и воткнулась в землю. И рушился
на землю, воображавший себя Богом, витязь; а войско его обратитилось в
бегство. Пустившись за ними в погоню, они (Гайи) отняли у них стада лошадей,
мулов и верблюдов.
Возвратился
Гайк в землю свою, и владел Гайк землею арарадскою, и поселился там с
своим народом до нашего времени. Перед смертью он оставил это владение
в наследство Кадму, внуку своему, сыну Араманьяка, брату Гармы. А Араманьяку
приказал идти на север, где он прежде остановился. После смерти Гайка,
Араманьяк взял с собою сыновей и дочерей своих, мужей их, семерых сестер
с их мужьями, сыновей и дочерей их, и все свое имущество, и поселился
там в первой области, которую во имя отцов своих назвали Гарк.
Примечания:
[v] Здесь опять искажено. Мы передаем возможный
смысл.
[vi] В первом отделе Арарат пишется везде через букву д; мы сохранили
эту орфографию в нашем переводе.
[4] Зерван, по мнению Мойсея Хор. есть библейский Сим, сын Ноя или Ксисустра,
см. кн. I, гл. VI. Тома Арируни также сообщает предания о Зерване, стр.
3, 4, 5.
[5] Гарк, одна из 16 областей провинции Туруберан. О древности и происхождении
этого имени, см. М. Хор. кн. I, гл. Х—XII.
[6] О Беле-Нимвроде и о войне его с Гайком, см. Хор. кн. I. гл. Х—XII,
и начало Истории Михаила Асори, Рукоп. в Азиатск. Муз.
[7]
Кадм или Кадмос, сын Арменака, внук Гайка, как уверяет М. Хор. кн. I.
гл. Х и сам Себеос стр. 5; а не сын Гайка.
[8]
«Семь дочерей Гайка». У М. Хор. не упоминается о числе дочерей Гайка.
Вардан, который много заимствовал у Себеоса, приводит тоже число семь.
В прим. 84 русского перевода «Истории Вардана», г. Эмин приводит, не обозначая
откуда, предание, гласящее, что у Гайка было шесть дочерей и столько же
сыновей именами которых названы 12 месяцев года.
[vii]
В подлиннике msegen ardzan
Фрагмент из: ИСТОРИЯ ИМПЕРАТОРА ИРАКЛА
сочинение ЕПИСКОПА
СЕБЕОСА ПИСАТЕЛЯ VII ВЕКА.
|