Рене Генон
Недавно
в статье под названием "Атлантида и Гиперборея"
мы указали на частое смешение между Примордиальной Традицией
-- являющейся "полярной" в самом буквальном, географическом
смысле этого слова и совпадающей по времени с началом настоящей
Манвантары -- и такой вторичной и производной традицией,
как традиция атлантическая, относящейся к намного более
позднему циклическому периоду. В этой статье, равно как
и в написанной нами ранее книге(1), мы пояснили, что это
смешение объясняется отчасти тем фактом, что все вторичные,
подчиненные духовные центры Традиции устраивались по образцу
самого Высшего Центра, и часто этим вторичным центрам давалось
имя, характерное для этого Высшего Центра. Вот почему атлантический
город Тула -- название которого сохранилось в традициях
центральной Америки, куда его принесли племена Тольтеков
-- был центром духовной сакральной власти атлантической
традиции и представлял собой как бы эманацию полярного и
собственно гиперборейского Туле. Так как слово "Тула"
изначально означало "весы", двойное применение
этого названия (к центру гиперборейскому и к центру атлантическому)
находится в тесной связи с переносом древнего наименования
полярного созвездия Большой Медведицы (общеизвестно, что
изначальным именем созвездия Большой Медведицы в Традиции
было "Весы") на зодиакальный знак, который и сегодня
еще известен под "именем" Весы. Именно к периоду
атлантической традиции следует также отнести перемещение
"Сапта-рикша" (символической обители Семи Мудрецов,
Риши) с Большой Медведицы в созвездие Плеяд, т.е. в созвездие,
также образованное семью звездами, но только расположенное
на поясе Зодиака. Последние сомнения в оправданности такой
датировки и такой географической специфики переноса этих
названий на иные объекты звездного неба полностью рассеются,
если принять во внимание то, что Плеяды считались дочерьми
Атласа и в качестве таковых назывались "Атлантидами".
Все
эти переносы имен созвездий строго согласуются с географическим
местонахождением традиционных центров. А это местонахождение,
в свою очередь, связано как с символической спецификой данного
региона в комплексе всего сакрального пространства земли,
так и со спецификой того циклического периода, в котором
протекает деятельность этого традиционного центра протекает.
В этом вопросе все символические аспекты сакральных пространственно-временных
связей играют гораздо более важную роль, нежели полагают
те исследователи, которые вообще не подозревают о существовании
закона аналогий и соответствий. Континент Гиперборея однозначно
связан с Севером, в то время как континент Атлантида --
с Западом, и любопытно заметить, что уже сами названия этих
регионов, совершенно различных между собой на чисто географическом
плане, могут дать повод для путаницы, так как слова с одним
и тем же корнем часто обозначают оба этих региона. Часто
таким корнем является корень hiber, iber или eber, (а также
при перестановке букв -- ereb), и он обозначает одновременно
и регион зимы, т.е. Север, и регион вечера или заходящего
солнца, т.е. Запад, а также народы, которые обитают в этих
областях. И этот случай одинаковых наименований различных
регионов относится к числу тех, о которых мы упоминали выше.
Само
месторасположение атлантического центра на оси Восток-Запад
уже указывает на его подчиненность гиперборейскому центру,
находящемуся на оси Север-Юг. Хотя совокупность этих двух
осей составляет в полной системе шести направлений пространства
то, что можно назвать горизонтальным крестом, все же ось
Север-Юг является относительной вертикалью по отношению
к оси Восток-Запад, как мы уже объясняли в другом месте
(2). Основываясь на символизме годового цикла, можно также
назвать первую из этих осей осью солнцестояний, а вторую
-- осью равноденствий. Это соображение позволяет понять,
почему точка начала года варьируется в различных традиционных
формах. Точку отсчета, которую можно считать нормальной
и которая прямо соответствует самой Примордиальной Традиции,
-- это зимнее солнцестояние. Обычай начинать год с одного
из равноденствий указывает на принадлежность ко вторичной
традиции, в частности, к атлантической.
Атлантическая
традиция, которая относится к региону, соответствующему
вечеру в дневном цикле, принадлежит поэтому к одним из последних
периодов современного земного человечества, а значит, является
относительно недавней. Не вдаваясь здесь в уточнение конкретных
дат, -- что противоречило бы, кроме всего прочего, определенным
требованиям Традиции, -- мы можем сказать, что эта традиция,
безо всяких сомнений, относится ко второй половине настоящей
Манвантары (3). Кроме того, поскольку осеннее время года
соответствует вечеру в дневном цикле, мы можем увидеть прямой
намек на Антлантический период в утверждении еврейской традиции
(само имя которой "heber" принадлежит к числу
корней, обозначающих Запад), что мир был сотворен в период
осеннего равноденствия, первого числа месяца Тишри, что
основывается на перестановке букв в слове "Берешит"
(дословно --"В начале ...", первые слова Библии).
И быть может, в этом состоит самая непосредственная причина
(хотя существуют и другие причины, принадлежащие к более
глубокому уровню) упоминания "вечера" (ereb) ранее
упоминания "утра" (boqer) в рассказе о "Днях
Творения" в книге Бытия (4). Подтверждение этому можно
найти и в буквальном значении слова Адам, т.е. "красный",
а атлантическая традиция как раз и была традицией красной
расы. И, видимо, библейский потоп точно соответствует тому
катаклизму, в результате которого потонула Атлантида, и,
следовательно, его нельзя отождествлять с потопом Сатьяврата,
непосредственно предшествовавшим, -- согласно индуистской
традиции прямо проистекающей из самой Примордиальной Традиции,
-- началу нашей Манвантары (5). Само собой разумеется, что
эта историческая интерпретация отнюдь не исключает других
возможных. Кроме того, никогда не следует упускать из виду,
что в согласии с аналогией, существующей между принципиальным
циклом и циклами вторичными, на которые он подразделяется,
все описания определенных циклических событий могут всегда
быть отнесены одновременно к различным уровням реальности.
Мы, однако, хотим подчеркнуть, что именно атлантический
цикл был положен в основу еврейской традиции, какими бы
путями эта приемственность ни осуществлялась -- либо через
египетскую традицию (что, кстати, вполне вероятно), либо
как-то иначе.
Мы
сделали эту последнюю оговорку относительно каких-то иных
возможных путей смычки еврейской традиции с традицией атлантической,
так как представляется крайне трудным определить то, каким
именно образом произошла смычка потока традиции , идущего
после исчезновения Антлантиды с Запада, с другим потоком,
спустившимся непосредственно с Севера и проистекающим из
самой Примордиальной Традиции. Но как бы то ни было, именно
благодаря такой смычке были разработаны те различные традиционные
сакральные формы, которые являются доминирующими в последние
периоды нашей Манвантары. В ходе этого соединенияе произошла
не полная абсорбция в лоно Примордиальной Традиции той ветви,
которая отделилась от нее в предшествующие периоды, но совмещение,
наложение друг на друга двух разделившихся ранее форм. И
именно такое наложение было необходимо для создания совершенно
новых сакральных форм, приспособленных к изменившемуся циклическому
качеству времени и пространства. Тот факт, что эти два потока
традиции обнаружили себя в определенный момент как совершенно
независимые друг от друга, может породить иллюзорное впечатление,
что атлантическая традиция была действительно самостоятельной
и совершенно независимой от гиперборейской. Если же мы действительно
хотим выяснить, в каких условиях произошла эта смычка, мы
должны с особым вниманием присмотреться к Кельтиде и Халдее,
названия которых, будучи однокоренными, означали, в реальности,
не какие-то конкретные народы, а универсальную жреческую
касту. Но кто сегодня может сказать, чем в действительности
являлись кельтская и халдейская традиции, а также традиция
древних египтян? Надо быть предельно осторожными во всех
случаях, когда речь идет о полностью исчезнувших цивилизациях.
И в освещении данного вопроса все попытки профанических
археологов реконструировать эти традиции не дадут нам ровным
счетом ничего. Но тем не менее, сам факт того, что многие
останки забытого прошлого именно в нашу эпоху вновь появляются
из земли, отнюдь не случаен. Не желая делать никаких предсказаний
относительно того, к чему могут привести эти открытия, важность
которых сами их авторы часто совершенно не осознают, укажем
лишь, что в этом следует видеть "Знаки Времен".
Не должно ли все то, что исчезло в ходе Манвантары, вновь
онаружиться непосредственно перед ее концом, чтобы стать
впоследствии отправной точкой для будущего цикла?
--------------------------------------------------------------------------------
Сноски
(1)
-- Этот вопрос связан с отклонением земной оси, которого,
согласно некоторым традиционным данным, изначально не было
и которое явилось результатом того, что западная традиция
называет "грехопадением человека".
(2)
-- Те, кто хочет найти точные ссылки относительно этого
вопроса, могут обратиться к замечательной книге B.G.Tilak
"The Arctic Home in the Vedas", которая, к сожалению,
осталась совершенно неизвестной в Европе -- конечно же,
потому, что ее автором является невестернизированный индус.
(3)
-- В отношении атлантической Тулы мы считаем, что будет
интересно привести здесь информацию, которую мы обнаружили
в географической хронике журнала "Journal des Debats"
(22 января 1929) "Об индейцах Панамского перешейка"
и важность которой явно ускользнула от самого автора статьи:
"В 1925 году большая часть индейцев Куна восстала,
перебила панамских жандармов, которые жили на их территории,
и основала независимую Республику Тула, чьим знаменем была
свастика на оранжевом фоне с красными краями. Эта республика
существует и по сей день". Это показывает, что от традиций
древней Америки осталось гораздо больше, нежели обычно считают.
(4)
-- "Борея" -- по-гречески "север", "Гиперборея"
-- "крайний север" (прим.перев.)
(5)
-- Это слово "Варахи" относится к "Северной
Земле", символически отождествляемой с определенным
аспектом Шакти Вишну, взятого более специально в форме его
третьего Аватары. Об этом много можно было бы сказать, и,
наверное, мы еще к этому вернемся. Это имя, вопреки Сэнт-Ив
Д'Альвейдру, никогда не означало Европу. С другой стороны,
в этом вопросе на Западе было бы намного больше ясности,
если бы Фабр д'Оливе и его последователи не перепутали историю
Парашу-Рамы и Рама-Чандры, т.е. шестого и седьмого Аватар,
которые тем не менее отнюдь не тождественны.
(6)
-- Мы предполагаем, что, написав это, господин Ле Кур имел
в виду скорее современные, нежели традиционные интерпретации
свастики, такие, какие популярны, к примеру, сегодня у немецких
"расистов", присвоивших себе эту эмблему и давших
ей странное и второстепенное название Hakenkreuz, дословно
"Крючковый Крест".
(7)
-- Господин Ле Кур укоряет нас в том, что мы сказали о его
коллеге, что "он явно не обладает даром языков".
Господин Ле Кур нашел это "несправедливым" утверждением.
Увы! Он опять спутал "дар языков" с узко лингвистическими
знаниями, хотя, на самом деле, инициатический "дар
языков" не имеет никакого отношения к эрудиции.
(8)
-- Этот самый господин Сарачага обычно писал вместо "свастика"
-- "звадиска". Когда мы спросили о причине такого
искажения этого слова у одного из учеников господина Сарачаги,
тот ответил, что у учителя были веские основания поступать
именно таким образом. Однако мы находим подобное объяснение
черезчур легковесным.